Чурригера


Чурригера
(Churriguera) — семья испанских архитекторов и скульпторов, работавших в Испании в кон. XVII — нач. XVIII в. и давших название архитектурно-декоративному стилю чурригереско (churrigueresco), испанскому варианту барокко. Под названием чурригереско обычно подразумевается вся барочная архитектура Испании. Состоявшая из пяти братьев, уроженцев Барселоны, семья Чурригера первоначально поселилась в Мадриде, а затем обосновалась в Саламанке, украсив этот кастильский город архитектурными и скульптурно-декоративными работами. Как правило, постройки чурригереско просты, даже традиционны в своей объемной композиции. В них отсутствуют столь типичная для барочной архитектурной системы повышенная пластика массы здания и динамичность внутреннего пространства. Всю силу своей фантазии испанские мастера отдают пышной, крайне перегруженной виртуозной декорации фасадов, заполняя его поверхность вычурной орнаментикой (изогнутые, волнообразные и разорванные карнизы, витые и канделябровые колонны, гирлянды, раковины, консоли, занавески, вазы, виноградные лозы, медальоны, гербы, ленты, волюты, круглые, овальные, трехлепестковые отверстия). Испанское барокко имело глубокие корни в национальном зодчестве, много унаследовав от платереско (platero — ювелир), стиля раннего испанского Возрождения, с его принципом наложения на плоскость стены измельченных декоративных форм, сходных с ювелирным изделием. Как и в платереске ведущим мотивом барочной композиции стал входной портал, своего рода роскошный алтарь, украшающий подчас строгую и малорасчлененную поверхность фасада. В испанском барокко зодчий уступает место декоратору, скульптура вытесняет архитектуру. Не случайно все братья семьи Чурригера в равной мере строили здания, создавали огромные резные позолоченные алтари, а также предметы убранства культовых и светских интерьеров. Старший из братьев Хосе Бенито Чурригера (Churriguera, Jose Benito, 1665 — 1725) считается самым известным мастером, определившим главные особенности стиля и давшим ему название. Однако произведений Хосе сохранилось немного, а сам характер его творчества оказался более приверженным традиции по сравнению со смелыми новшествами его младших братьев. Сооруженный им на улице Алькала в Мадриде, где он работал с 1689, дворец маркиза и банкира Хосе Гойенече был в 1773 значительно перестроен (с 1752 дворец заняла Королевская академия художеств). Настоящий шедевр мастера — алтарь церкви доминиканского монастыря Сан Эстебан в Саламанке (1693). Это величественное здание XVI в. славилось в городе резным порталом в стиле платереско. Алтарь Чурригеры с огромными витыми позолоченными колоннами, обвитыми виноградными лозами, соперничает с ним редкой красотой. Безупречное чувство пропорций связывает это прекрасное сооружение с внушительным пространством храма. Порожденные эпохой Просвещения новые идеи градостроительства коснулись даже отсталой Испании. В нач. XVIII в. предприимчивый Хосе Гойенече для производства местной керамики и изделий из стекла основал городок Нуэво Бастан в 15 км к юго-западу от Алькала де Энарес в Кастилии. Хосе Чурригера в 1709—1713 спроектировал и застроил этот городок. План следовал строгой симметрии, здания двухэтажного дворца с башнями и приходской церкви отличались в основном традиционностью форм. Фонтан на городской площади, главный алтарь церкви, посвященный миссионеру св. Франциску Ксавье, были выполнены самим мастером. Два младших брата — Хоакин Чурригера (Churriguera, Joaquin, 1674—1724) и Альберто Чурригера (Churriguera, Alberto, ум. в 1750) известны большим количеством и разнообразием работ. Их заказы в Саламанке были в первую очередь связаны с Новым собором, который принадлежал к числу поздних соборов Испании. В 1714 Хоакин Чурригера был назначен главным архитектором собора, он — создатель его купола (разрушенный лиссабонским землетрясением, в 1755 перестроен в верхней части), ансамбля хора с рядами резных, украшенных скульптурой скамей; в городе им были сооружены здания коллегий: де Анайя, Калатрава. Творческой активностью отличалась деятельность Альберто Чурригеры, ярко одаренного декоратора и блестящего мастера рисунка. Его работы в Новом соборе Саламанки сосредоточены во внутреннем убранстве храма, капелл, алтарей, среди которых знаменитый позолоченный алтарь Cristo las Batallas (Христос Сражений). Предмет священного культа здесь — деревянное раскрашенное Распятие, согласно легенде, сопровождавшее Сида Кампеадора во всех его битвах. В алтарной композиции использован прием позднебарочных португальских алтарей. Распятие помещено на ступенчатом пьедестале в углубленной нише, таинственная сумрачность которой усилена необычайной щедростью сияющего золотом скульптурного декоративного убранства. Альберто Чурригера воздвигал церкви и капеллы в Саламанке (Сан-Себастьян, 1737). В 1728 городские власти Вальядолида поручили ему строительство второго этажа незавершенного главного фасада кафедрального собора по проекту Хуана де Эрреры. Изящная легкость проектов Альберто, казалось, резко контрастировала с тяжелым массивом здания. Но сооруженный верхний этаж, увенчанный фронтоном с пинаклями, украшенный пилястрами, проемом центрального окна, гербами в медальонах и статуями отцов церкви, чрезвычайно оживил строгий облик храма. Главной работой Альберто Чурригеры, с которой он вошел в историю мирового искусства, стала площадь в Саламанке (создана в 1729—1733, завершена после его смерти в 1755). Мастер творчески следовал традиции прямоугольных испанских площадей, замкнутых зданиями единой этажности и однотипной архитектуры. Площадь университетского города Саламанки — самая большая и красивая в Испании. Ее обширное свободное пространство окружено массивами двухэтажных домов с нижней арочной галереей в 90 аркад, общей линией окон, балконов с ажурными железными решетками, высокой балюстрадой крыш. На северной стороне высится роскошный барочный дворец городской ратуши, который построил сотрудничавший с Альберто Антонио Гарсия де Киньонес. Само пребывание на площади, полной света, воздуха, красок, празднично. Особую роль здесь играет теплый цвет зданий, как и вся Саламанка, сооруженных из местного золотистого камня. Стиль чурригереско приобрел чрезвычайную национальную популярность. К вариантам испанского барокко, подчас в крайних формах, с энтузиазмом обращались мастера испанского севера и особенно испанского юга. В Кастилии с Хосе Чурригерой теснее всего был связан его ученик Педро Рибера (ум. в 1742), крупнейший мастер мадридского барокко. Почти за 20 лет работы он украсил испанскую столицу прекрасными постройками, среди них церкви, дворцы, театры, фонтаны. Многие здания дошли фрагментарно, в измененном виде, но, к счастью, уцелели лучшие мадридские памятники гражданской архитектуры: госпиталь Сан Фернандо (1722, ныне — Городской музей), знаменитый Толедский мост (1723—1724) через реку Мансанарес.
Лит.: Pla Dalman J. M. La architectura barocca espanola y el churrigueresco, Gerona, 1955; Rodriguez G. de Ceballos A. Los Churriguera. Madrid, 1971.
Т. Каптерева

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Чурригера" в других словарях:

  • Чурригера — Чурригера, Хосе Бенито Собор Святого Каэтана в Мадриде работы Хосе Бенито де Чурригера Чурригера, Хосе Бенито де (21 марта 1665, Мадрид  2 марта 1725, там же)  наиболее известный представитель семьи архитекторов Чурригера, именем… …   Википедия

  • Чурригера —         (de Churriguera), семья испанских архитекторов и скульпторов XVII XVIII вв. Наиболее известен Хосе Бенито де Чурригера (1665 1725), именем которого назван испанский вариант барокко XVII XVIII вв. (так называемый стиль чурригереско ). В… …   Художественная энциклопедия

  • Чурригера — (de Churriguera)         семья испанских архитекторов и скульпторов 17 18 вв. Наиболее известен Хосе Бенито де Ч. (21.3.1665, Мадрид, 2.3.1725, там же), именем которого назван испанский вариант Барокко (т. н. «стиль чурригереско»). В постройках,… …   Большая советская энциклопедия

  • Чурригера Х. — ЧУРРИГÉРА (Churriguera) Хосе (1665–1725), исп. архитектор и скульптор. Разработал собств. стилистич. вариант архитектуры исп. барокко (отсюда назв. чурригереско ), в к ром причудливо сочетал барочные приёмы с мотивами готики и исп.… …   Биографический словарь

  • ЧУРРИГЕРА (семья) — ЧУРРИГЕРА (Churriguera), семья испанских архитекторов и скульпторов, работавших в Испании в конце 17 начале 18 веков и давшая название архитектурно декоративному стилю черругереско (churrigueresco), испанскому варианту барокко. Под названием… …   Энциклопедический словарь

  • ЧУРРИГЕРА (Churriguera) Хосе — (1665 1725) испанский архитектор и скульптор позднего барокко. Причудливо сочетал приемы барокко с мотивами готики и платереско (план и строительство г. Нуэво Бастан, 1709 13) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Чурригера, Хосе Бенито — Алтарь (ретабло) в саламанкском монастыре Св. Стефана …   Википедия

  • Чурригера, Хосе — Здание в Мадриде, работы Хосе Бенито де Чурригера Чурригера, Хосе Бенито де (21 марта 1665, Мадрид  2 марта 1725, там же)  наиболее известный представитель семьи архитекторов Чурригера, именем которых назван вычурный архитектурный стиль… …   Википедия

  • Чурригера Хосе Бенито — Здание в Мадриде, работы Хосе Бенито де Чурригера Чурригера, Хосе Бенито де (21 марта 1665, Мадрид  2 марта 1725, там же)  наиболее известный представитель семьи архитекторов Чурригера, именем которых назван вычурный архитектурный стиль… …   Википедия

  • Чурригера Хосе — (Churriguera) (1665 1725), испанский архитектор и скульптор. Разработал собственный стилистический вариант архитектуры испанского барокко (отсюда название «чурригереско»), в котором причудливо сочетал барочные приёмы с мотивами готики и… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.